Последние поправки к Налоговому Кодексу резко изменили порядок отражения в учете результатов переоценки основных фондов предприятий.
Теперь, если предприятие изменяет балансовую стоимость имущества после 1 января 2002 года, эти результаты будут отражаться только в бухгалтерском учете. Стоимость имущества в налоговом учете останется неизменной.
Предприятия, по-прежнему, вправе проводить переоценку основных фондов (все полностью или однородные группы) один раз в год на начало года. Разница заключается в том, что, во-первых, переоценка основных средств не влияет на величину налогооблагаемой прибыли предприятия, а во-вторых, не изменяется его стоимость в налоговом учете, а это значит, что амортизация начисляется в том же порядке и в тех же суммах, которые были у предприятия до переоценки основных фондов.
С одной стороны, предприятиям стало невыгодно проводить переоценку основных фондов в сторону увеличения их стоимости, так как амортизационные отчисления от этого не увеличиваются и величины налогооблагаемой прибыли и самого налога на прибыль остаются неизменными. С другой стороны, переоценивать имущество выгодно, если его стоимость при этом уменьшается. Это поможет предприятию сэкономить на налоге на имущество, поскольку этот налог начисляют исходя из той стоимости имущества, по которой оно числится в бухгалтерском учете. Поэтому, если балансовая стоимость имущества после проведения переоценки основных средств уменьшится, то и абсолютная величина налога станет меньше.
Особая ситуация возникает с имуществом, приобретенным до 1 января 2002г. Если предприятие не производило его переоценку по состоянию на 1 января 2002г., то восстановительная стоимость этого имущества для целей налогообложения будет определяться по данным бухгалтерского учета на 1 января 2002г. Если же предприятие изменило учетную стоимость ОС на 1 января 2002г., то в соответствии со Статьей 257 Налогового Кодекса РФ величина переоценки принимается для целей налогообложения в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих имущественных объектов по состоянию на 1 января 2001г. В аналогичном порядке принимается для целей налогообложения и соответствующее изменение сумм амортизации.
Требования закона к переоценке основных средств изложены в Налоговом Кодексе РФ в Статье 256. "Амортизируемое имущество" и в Статье 257. "Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества". Точный порядок отражения изменений балансовой стоимости имущества в бухгалтерском учете предприятия установлен в ПБУ 6/01 от 18.05.02.
ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ средств (ФОНДОВ) - регулярно проводимая переоценка основных фондов с целью приведения их фактически сложившейся стоимости к ее реальному рыночному уровню. Неравномерная динамика рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов, а, следовательно, к искаженному определению суммы амортизационных отчислений, себестоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. Особенно резко это проявляется в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции.
На практике переоценка основных фондов часто воспринимается как сугубо механическая, бухгалтерская процедура. В действительности же переоценка основных фондов самым непосредственным образом выражает политику государства в области инвестиционной деятельности, служит интересам предприятий и организаций любых форм собственности. Поэтому целью переоценки основных фондов является определение рыночной стоимости основных фондов и создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране. В советский период переоценки основных фондов проводились крайне редко (за семь десятилетий всего несколько раз), обычно через год-два после реформы оптовых цен. С начала 90-х гг. переоценка основных фондов осуществляется систематически (ежегодно) с большим или меньшим размахом. Переоценка основных фондов проводится по состоянию на 1 января соответствующего года.
Основанием для проведения переоценки основных фондов обычно служат постановления Правительства РФ, во исполнение которых соответствующими министерствами и ведомствами РФ (Госкомстат РФ, Минфин РФ и др.) принимаются нормативные документы, конкретизирующие порядок переоценки основных фондов, выпускаются специальные письма, разъясняющие отдельные вопросы переоценки основных фондов.
Предметом переоценки основных фондов являются: здания, сооружения, рабочие силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, другие виды основных фондов, которые действуют, находятся на консервации, в резерве, подготовлены к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, а также объекты, которые не завершены строительством, оборудование, предназначенное к установке.
При переоценке основных фондов определяется полная восстановительная стоимость основных фондов, т. е. стоимость новых аналогичных объектов по рыночным ценам и тарифам на дату переоценки основных фондов, включая затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, а для подученных по импорту - включая таможенные платежи и т. д. Предприятия и организации имеют право самостоятельно определять метод переоценки основных фондов. Таких методов два.
1. Метод прямой переоценки состоит в пересчете стоимости отдельных элементов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым (на 1 января соответствующего года). Для подтверждения используемых цен могут быть привлечены: данные оценок на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и др.; сведения об уровне цен, опубликованные СМИ и в специальной литературе; экспертные заключения.
2. Метод индексной переоценки состоит в индексации отдельных объектов основных фондов с применением индивидуальных индексов стоимости основных фондов. Индексы сообщаются органам исполнительной власти письмами Госкомстата РФ и публикуются в СМИ.